Проект "Аленький цветочек"


В 80-е годы прошлого века я работал в общеобразовательной и художественной школах с детьми разного возраста. Их неуемная энергия и стремление познавать окружающий мир знакомы мне с той давней поры; уверен, что ученики в двадцать первом веке мало чем отличаются от своих сверстников советской поры, разве что одеты по-другому и не представляют своей жизни без современных гаджетов.
Последние годы с началом осени встреча со школьниками на улице является для меня напоминанием о том, что рядом с нами живут и другие дети, жизнь которых не так безмятежна и счастлива с момента их рождения. С октября 2012 года я проводил уроки в «Долгопрудненском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Аленький цветочек», воспитанники которого не могут ходить в обычную школу. С момента своего рождения эти дети вынуждены бороться с недугами, которые лишили их многих радостей детства, а некоторых навсегда приковали к инвалидному креслу. Именно таким детям было решено помочь и для них мы организовали дистанционное обучение основам изобразительного искусства. Я являюсь автором нескольких учебных курсов по обучению основам изобразительного искусства и художественных ремесел. Курсы предназначены для детей, которые по каким-либо причинам не могут или не имеют возможности посещать обычные занятия в культурно-просветительных учреждениях, поэтому обучение происходит дистанционно с помощью Интернета и электронной почты. В программу обучения включены только такие задания, которые дети способны выполнить самостоятельно в домашних условиях. Этот благотворительный проект я осуществил совместно с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», который оплачивал проведение занятий.
Современные ученые-физиологи доказали, что развитие мелкой моторики рук взаимосвязано с состоянием таких свойств сознания человека как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Иными словами, в организме все взаимосвязано, и во многих случаях, когда болезнь ребенка нарушает естественное развитие тела или каких-либо его функций (к примеру, у ребенка ограничены движения рук), возможны отклонения от нормы в его умственном, физическом и психическом развитии. К счастью, во многих случаях больным детям можно помочь - для этого и организованы реабилитационные центры, предметом деятельности которых является оказание различных видов социальных услуг и помощь в медико-социальной реабилитации и адаптации ребенка к общественной жизни. С помощью индивидуальных программ по развитию, коррекции и реабилитации педагоги и врачи помогают детям частично восстанавливать функции пораженных систем, учиться преодолевать свой недуг и по возможности обходиться в делах без посторонней помощи. Практически со всеми проводятся занятия по развитию мелкой моторики, так как это положительно влияет на состояние детей и помогает развитию интеллектуальных способностей. Помимо специальных упражнений или обучения бытовым навыкам, требующим осмысленных конкретных движений (например – умение ребенка завязывать шнурки на обуви, самостоятельно расстегивать или застегивать пуговицы на одежде), развивают мелкую моторику и вязание, вышивание, лепка, резьба по дереву, игра на музыкальных инструментах, ритмика, танцы и, наконец, рисование.
Очень трудно приходилось во время занятий маленьким художникам. Требовалось преодолевать сопротивление непослушных рук, чтобы в точности повторять изображения с рисунков-образцов, стирать неверные штрихи и по многу раз начинать работу заново, стараясь с первого раза заставить карандаш проводить уверенные и четкие линии через всю длину листа бумаги – непросто им было из раза в раз добиваться нужного результата. Выполняя практические работы по рисунку и живописи воспитанники центра совершали множество мелких и продуманных движений руками и пальцами рук, что способствовало развитию их мелкой моторики. Дети получили не просто начальные умения и навыки рисовальщика и живописца, но смогли развить начальные способности самостоятельно работать, образное видение окружающего мира, стремление творчески изображать окружающий мир.
Надеюсь, что со временем дети из города Долгопрудный, с которыми я занимался, найдут себе дело по душе, а кто-то из них самостоятельно продолжит занятия рисунком и живописью и, возможно, когда-нибудь станет художником…
Владимир Селицкий

КРАСОТА СПАСЕТ МИР!
Мы говорим – «ребенок познает мир». И родители отыскивают в детских магазинах самые красивые игрушки, покупают книжки с яркими и красочными картинками, диски с детскими песенками и приятной музыкой. И сами не понимают того, что этим самым подтверждают простую истину: «С самого рождения развитие каждого ребенка начинается с восприятия прекрасного, то есть с эстетического восприятия». Но как быть нашим детям – детям с особенностями развития, или с ограниченными возможностями. Для большинства из них посещение школ искусств невозможно. Им нужен индивидуальный подход, да и программы дополнительного образования должны быть адаптированы под возможности каждого ребенка. Детишки быстро утомляются, значит, нагрузки должны быть дозированные, формы деятельности сменять друг друга, группы должны быть малой наполняемости (от 3 до 5 детей), а иногда при участии родителей. Но это не значит, что их нужно оставить без творчества, которое может стать для наших детей методом самореализации в жизни, средством к существованию. Поэтому одним из важных направлений работы с «особенными» детьми является социо-культурная реабилитация, использование эстетических средств художественной культуры.
Наш Долгопрудненский реабилитационный центр «Аленький цветочек» был организован в 2001 г. по инициативе родителей детей-инвалидов при поддержке Главы города Долгопрудный. Несколько лет мы ютились в трех разрозненных комнатках, пока шел капитальный ремонт в основном помещении. После переезда осенью 2004 г., на площади чуть более 400 кв.м, стали разворачиваться различные направления деятельности Центра. Сейчас работают отделения психолого-педагогической помощи, медико-социальной реабилитации, дневного пребывания и социальной адаптации.
Но подробнее хотелось остановиться на том, с чего мы начали разговор, - с творчества. У нас работают замечательные педагоги дополнительного образования и социальные педагоги, разработавшие и применяющие в работе адаптированные программы по различным творческим направлениям. Широко развита в «Аленьком цветочке», так называемая, кружковая работа по различным направлениям прикладного искусства. Занятия рисованием, лепкой, бисероплетением, рукоделием и другими видами прикладного творчества дают возможность тренировать мелкую моторику, гармонизировть деятельность различных групп мышц и управляющих ими нервных импульсов, активизировать мозговые процессы. Педагоги Центра – творческие люди, поэтому никогда не останавливаются на достигнутом. Изучают новые формы и методы работы, виды изобразительного искусства и включают их в обучение ребят. Одним из первых видов прикладного искусства в Центре развивалась техника «нетканого гобелена», которой обучает педагог высшей квалификационной категории Глебашева Ксения Валериевна. Творческих подход к работе привел к расширению сфер деятельности педагога. Постепенно занятия в технике нетканого гобелена стали дополняться занятиями по различным видам ниткографии – аппликация нитью, изонить, фигурки из помпонов. Потом попробовали делать «гобелены» из гофрированной бумаги или разноцветных салфеток –понравилось. Занятия изобразительной деятельностью с использованием карандашей, акварели, гуаши, пастели, туши привели Ксению Валериевну к мысли, что можно использовать вместо красок песок, вместо бумаги – стекло. И стали получаться необыкновенные песочные картины и витражи.
Творчество – панацея от одиночества. Оно значительно расширяет горизонты общения особенного ребенка, его возможности. Да и не только ребенка. Вовлечение в творческую деятельность родителей позволяет улучшить внутрисемейный климат, нивелировать негативные переживания родителей, формировать оптимистические установки по отношению к будущему. В общем, красота спасет мир!
сайт реабилитационного центра www.a-cvetok.ru
Директор ГКУСО МО «Долгопрудненский РЦ «Аленький цветочек», дефектолог О.Б. Шишлова

Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях
Селицкий Владимир. Поделки, сделанные детьми на занятиях